Доклад на тему: «Сергей Александрович Рачинский как православный педагог и миссионер»

25 января в рамках XXVI Международных Рождественских чтений в Российском государственном социальном университете города Москвы настоятель храма рождества Христова, иерей Михаил Назаров, выступил с докладом на тему «Сергей Александрович Рачинский как православный педагог и миссионер», где рассказал о жизни этого выдающегося деятеля прошлого столетия.

XXVI Международные Рождественские образовательные чтения
«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Москва, январь 2018 года

Иерей Михаил Назаров
Благочинный Царевщинского округа
Отрадненской епархии

Рачинские – древний дворянский род, происходивший из Великой Польши и восходящий к XIII веку. С 1656 г. обрели подданство России.

Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг., с. Татево Смоленской губернии – российский ученый, педагог, просветитель, сторонник народной трезвости, профессор Московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент Императорской С.-Петербургской Академии Наук. Надворный советник.

Сергей Александрович родился в семье капитана Муромского пехотного полка — Александра Антоновича Рачинского — 14 мая 1833 года в селе Татево Смоленской губернии. Мать его – Варвара Абрамовна – сестра знаменитого поэта Баратынского. По выходе в отставку Александр Антонович открыл в с.Татево школу для крестьянских детей, где первыми учителями были старший брат и сестра Сергея – Владимир и Варвара Рачинские.

С самого детства маленького Сергея окружали умнейшие люди своего времени. Он получил прекрасное воспитание, был высокообразован, занимался музыкой, живописью, знал несколько иностранных языков. Характерной чертой в жизни семьи была набожность. От своей матери ребенок унаследовал глубокую, искреннюю веру. Любовь к природе, ее Божественной красоте – наполняли всем прекрасным его юную душу.

В возрасте 15 лет поступает на медицинский факультет Московского университета, а через 2 года переводится на естественный факультет, который закончил в 1853 году.

После учебы – служба в Архиве иностранных дел, затем продолжение учебы в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защищает магистерскую диссертацию и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете.

В 24 года за крупную научную работу «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники.

С. А. Рачинский ведет серьезную научную деятельность. Широко известны его переводы и издания знаменитых в Европе Г. Г. Льюиса и Чарльза Дарвина.

В университете Сергей Александрович был любим и уважаем всеми студентами и преподавателями. Он входил в попечительский комитет о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда. Сам он постоянно оказывал личную помощь бедным, особо одаренным студентам, на что ежегодно выделял из своего жалования по 500 рублей серебром. На эти средства в 1862 году был командирован на обучение за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов.

В 1867 г. из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку. В Москве в своем доме на Малой Дмитровке Сергей Александрович стал принимать и сблизился с известными всей России людьми. Это были ученые, литераторы, художники: П. И. Чайковский и Л. Н. Толстой, А. С. Хомяков и И. С. Аксаков, семьи В. Ф.Одоевского и Н. В. Сушкова, историк В. И. Герье и другие. П. И. Чайковский, тронутый дружбой с Рачинским, посвящает ему свой первый струнный квартет в четырех частях.

Общение с Алексеем Степановичем Хомяковым – лидером и идеологом русского славянофильства – оказало решающее влияние на становление мировоззрения Сергея Александровича. Центром их взглядов на мир было представление об особой ценности русской православной культуры. Они отмечали, что Европейский рационализм и индивидуализм ведут не просто к эгоизму и безбожию, но к настоящему краху западной цивилизации.

Беседы с Л. Н. Толстым направляли его внимание на проблемы народного просвещения, и Рачинский начинает помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

В 1872 г. переселяется в родовое имение в с. Татево. Это был не простой период в жизни Сергея Александровича: он испытывал чувство неудовлетворенности существующим положением. Однажды он зашел в сельскую школу и попал на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным. Сергей Александрович попробовал сам дать урок, стараясь сделать его интересным и живым. И это событие изменило многое: неожиданно жизнь его обрела смысл и начала доставлять ему большую радость. Он становится сельским учителем. В 1875 г. С. А. Рачинским была построена прекрасная школа для крестьянских детей, где с этого времени поселился и он сам, переехав из роскошного имения.

Состояние школ в то время было удручающим. Отсутствовала продуманная методика преподавания. Между образованными людьми и простым народом существовала не только мировоззренческая пропасть, но и несоответствие в самом образе жизни, усугубленное бедностью как самого народа, так и сельских школ. С. А. Рачинский понял, в чем нуждается простой народ, какого знания ищет, что нужно дать крестьянскому ребенку, чтобы он вырос честным человеком, христианином, добросовестным тружеником, рачительным хозяином, хорошим семьянином.

Как педагог Сергей Александрович не придавал особенного значения методам или техническим приемам преподавания, а обращал главное внимание на характер или внутренний строй школы.

Он начал и кончил свою педагогическую деятельность с твердым убеждением, что русская школа всем своим существованием, всем укладом входит в жизнь народа, которому она принадлежит, а так как русский народ есть народ православный, воспитанный в Заветах Церкви, то такова должна быть и его школа. Эта школа, по его глубокому и искреннему убеждению, должна стоять под руководством Церкви православной и в ее духе воспитывать подрастающие поколения. В именно такую тесную связь с Церковью и с добрыми воспитательными началами древне-русской церковной школы поставил он Татевскую и другие созданные им школы. Созданную им школу нельзя и представить без Церкви. Это сделать так же трудно, как и представить Татевскую церковь без ближайшего участия этой школы, во главе которой ее основатель, участвующий в службах, заботящийся о ее благолепии. Живя под одной кровлей со своими учениками, Сергей Александрович занимал две крохотные комнатки, заставленные книжными шкафами, завешанные картами и картинами. Он разделял с ними и их скромный стол, довольствуясь той простой пищей, которую приготовляла для всех баба-стряпуха. Совершая утреннюю прогулку, он не редко собирал щавель для обихода школьной кухни. Сергей Александрович поражал своей скромной внешностью как в одежде, так и в манере поведения.

Один из последователей С. А. Рачинского так описывает внутренний строй Татевской школы: «Вставали школьники в 6 часов. После молитвы, до классных занятий, дети рубили дрова. Возили с реки воду, убирали школу. В 9 часов начинались классы и продолжались до 12 часов, в 12 часов обед и до 2 часов перерыв. В эти часы школьники играли на дворе или занимались какими-либо легкими физическими работами. От 2 до 4 часов – уроки. В 4 часа за стол (полдничанье). С шести часов новые занятия; часто вечер проходил в спевках, в которых принимали участие не только мальчики, но и девочки, составлявшие прекрасный церковных хор. В 8 часов ужин и молитва на сон грядущий. Один из учеников возглашал начальные молитвы, потом пели «Отче наш», и затем учитель читал вечерние молитвы. Все заканчивалось пением тропаря «Кресту». Все проходило довольно продолжительно, но не замечалось никакого утомления. Серьезно и сосредоточенно стояли дети пред иконою с теплящеюся лампадою после целого дня усиленных и разнообразных занятий. И как хороши, как милы были они в это время».

Так же поставлены были и другие школы, основанные Сергеем Александровичем. Во всех этих школах летом занятия прекращались, но они не прекращались в Татевской школе. Сергей Александрович занимался летом с лучшими учениками, приготовляя их к учительству или поступлению в другие – более высшие школы. Кроме того, к нему съезжались на лето бывшие его ученики – учителя основанных им школ. Это были своего рода учительские курсы, на которых происходил обмен мыслями и впечатлениями, и обсуждались разные вопросы. Субботние беседы обычно завершались спевкой к обедне и чтением воскресного Евангелия. Читал сам Сергей Александрович, и его чтение и беседы производили глубокое впечатление на слушателей.

Кроме широты образования и горячей веры в свое дело Сергей Александрович внес в свою педагогическую деятельность самую теплую, самую преданную любовь к детям. Он был для своих учеников не учителем только: этот редкий по душевной чистоте и мягкости любвеобильного сердца человек был для своих питомцев скорее любящей матерью, жившей одними с ними радостями, их неудачами и печалями. Школа была его домом, дети – его семьей, для которой он работал, не покладая своих рук. И как радовался он, когда из его «детей» выходил прок, когда они, с его ближайшею духовною и материальною помощью, выходили на жизненную дорогу. С каким вниманием следил Сергей Александрович за индивидуальными наклонностями и способностями своих учеников.

Каждого из них он знал так, как редкий отец знает своего единственного сына. И стоило только мальчику обнаружить какой-либо талант, как чуткий отец-учитель приходил на помощь его развитию.

Сергей Александрович «выводил» многих крестьянских юношей в учителя, священники, художники… Целая плеяда знаменитых имен:

  1. Известный всему миру художник Николай Петрович Богданов-Бельский — один из трех юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Все его известные школьные жанры происходят именно в Татевской школе, все действующие в них лица – портреты с членов Татевского школьного мира. На двух знаменитых картинах – «Умственный счет» и «Воскресное чтение» — является и сам Сергей Александрович Рачинский.
  1. Русский художник-портретист Тит Никонов.
  2. Русский художник-портретист и иконописец Иван Петерсон.
  3. Знаменитый инфекционист, член-корреспондент Академии медицинских наук – И. Л. Богданов.
  4. Духовник царской семьи, пастырь-трезвенник-протоиерей Васильев Александр Петрович.
  5. Заслуженный деятель науки и техники России, доктор технических наук, профессор Николай Михайлович Синев.
  6. Известный педагог, организатор народного театра и музея детского творчества Николай Степанович Третьяков.

Сергей Александрович обладал необычайным даром привлекать к себе людей и был окружен целым рядом лиц духовных и светских, горевших огнем, от него полученным, беззаветно идущих за своим учителем. А какую громадную переписку вел он со всеми концами России. Отовсюду, и знакомые, и неизвестные, обращались к нему за советом, указанием, поддержкой. И всем он находил время отвечать, всем сказать полное любви слово.

Образцом такой переписки может служить печатный сборник его писем о трезвости к студентам одной из духовных Академий.

Говоря о Сергее Александровиче Рачинском, нельзя не сказать о его литературно-педагогической деятельности. Сборник его педагогических статей – «Сельская школа» — выдержал 4 издания. В них в художественной форме Сергей Александрович излагает свои заветные мысли о значении и характере русской народной школы.

Широкую известность получили его публикации: «Заметки о сельских школах», «Народное искусство и сельская школа», «Из записок сельского учителя», а так же учебники и пособия: «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы», «Геометрические забавы».

В области народного просвещения С. А. Рачинский был первым человеком, освободившимся от гнета западноевропейской педагогики. Его светлый ум, «европейски», как говорят, просвещенный, но чуждый увлечениям иноземным, не захотел призывать инославных и иностранных учителей. Он обратился к историческому прошлому родного народа, и там нашел тот тип школ, который ныне известен под именем Рачинского. Эти школы по своему духу, методам преподавания, по всему своему укладу были православными церковно-приходскими школами. Они стали рассадником в этом духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Всего под непосредственным покровительством С. А. Рачинского было 12 школ.

Еще в 1883 году обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев писал императору Александру III:

«…Я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самый отдаленной лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян. Стал поистине благодетелем местности, основал и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени».

Однажды Сергей Александрович стал свидетелем случая, который потряс его до глубины души: он встретил одного из первых своих учеников, который постоянно радовал его своим прекрасным характером, способностями в учении и успехами. Его бывший питомец сидел в телеге, покачиваясь и озираясь по сторонам бессмысленным мутным взглядом. Он был совершенно пьян!

Сергей Александрович так описывает свое состояние, в котором ярко раскрывается его пастырское отношение к происходящему: «У меня захватило дух от раскаянья и стыда. Оказалось вдруг несомненно, неопровержимо, что для этого юноши, столь счастливо одаренного; о коем я так много думал, так много старался, я не сделал ровно ничего, или, точнее, упустил сделать то, без чего все прочее не имеет ни малейшей цены – не закалил его волю против самого обыденного, самого опасного из искушений. Для меня стало очевидным, — что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи…

Единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников общества трезвости при абсолютном воздержании от спиртных напитков».

Мысль о таком обществе была встречена большинством учеников в высшей степени сочувственно. 5 июля 1882 года в день именин Сергея Александровича после молебна прп. Сергию Радонежскому в церкви был произнесен торжественный обет трезвости сроком на 1 год. С тех пор обет ежегодно 5 июля обновлялся теми же лицами с небольшим ежегодным приростом.

Число членов общества колебалось между 50 и 70. Состояло общество исключительно из учеников (бывших) Татевской школы. Имена членов общества трезвости после принятия ими обета заносились в «Книгу трезвости», хранящуюся в церкви. Здесь эти имена упоминались за Богослужением.

Сергей Александрович Рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть плодотворной только при церковном Приходе. Только под благодатным воздействием церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Эту мысль он повторял до самой смерти. Обет трезвости принимался на разные сроки. Рачинский считал, что для людей, особенно страждущих от алкоголизма, обет трезвости должен сначала даваться на небольшой срок: полгода или год. Учитель пояснял: «За человеком, чтобы окрепла его воля, должна быть оставлена разумная мера свободы». Немногочисленно было поначалу Татевское общество. Но это ничуть не смущало Сергея Александровича. Он верил, что не только для 50-70 членов трезвенников стоит потрудиться, но и для одного.

Спустя 9 лет со дня основания Татевского общества трезвости, 10 июня 1901 г., Рачинский напишет о том священнику Александру Волынскому, который пытался распространить трезвенный опыт в Рязанской губернии:

«Многие из моих корреспондентов — священников прекращают свою деятельность в области трезвости ввиду незначительности на первых порах ее успехов. Никогда не мог я понять этого явления. По крайнему моему разумению, всякий из нас, спасший от гибельного порока хоть одного из своих лижних, недаром прожил на свете».

Сергей Александрович так и трудился бы до конца своей жизни ради узкого круга своих учеников, но предназначено ему было большее. Через 6 лет, как повествует он сам, «внезапно наступила перемена». И число учеников общества возросло до 383 человек.

С этого времени священники окрестных сел стали перенимать Татевский почин. Поначалу сельским батюшкам дело православной трезвости представлялось «преждевременным», и даже едва ли «позволительным», но движение, возникшее в Татеве, победило их сомнения. Вокруг Татева стало вырастать целое «ожерелье» обществ трезвости. Их называли «Татевским согласием трезвости». Они находились в основном на территории нынешних Ржевского и Бельского районов Тверской области и в ряде районов Смоленской области.

Рачинский сразу почувствовал, за счет чего был достигнут успех: главным доводом в пользу необходимости трезвого образа жизни был личный пример абсолютной трезвости, освященный Церковью. Так, в письме, адресованном 21 декабря 1890 года студентам 4 курса Казанской Духовной академии, он пишет: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю Обет трезвости, за мною пошли тысячи».

В статье «Из записок сельского учителя» Сергей Александрович утверждает ту же истину: «А между тем это ничтожное самоограничение (т. е. полный отказ от спиртного) оказался самым мощным рычагом моего личного участия, так как поучать и проповедовать я решительно не умею. Мало того, я убедился, что и люди, одаренные красноречием, проникнутые наилучшими намерениями, остаются совершенно бессильными в борьбе с пьянством, пока лично не устранят от себя всякую его возможность».

Как здесь не вспомнить великого учителя Церкви – святителя Григория Богослова, его знаменитые «Мысли, написанные четверостишиями»:

“Не наставляй иначе, как житьем своим,
Иль, привлекая, будешь лишь отталкивать.
Слов нужно меньше, если делать должное,
Художник объясняется твореньями”.

(“Избранные творения” свт. Григория Богослов
в переводе священника Андрея Зуевского)

Сергей Александрович Рачинский публиковал статьи о трезвости в «Церковных ведомостях». Особо нужно отметить его письма под заглавием «Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости». В них мы встречаем глубокое богословское осмысление проблем трезвости. Вот, например, одно из писем: «Спаситель наш Иисус Христос несомненно пил вино (Прииде Сын человеческий, ядый и пияй… Не имам питии от сего плода лозного…). Не грешим ли мы, проповедуя воздержание, коему не находим примера в земной жизни Спасителя? Полагаю, что нет. И это по следующим причинам.

Никому из разумных проповедников трезвости никогда не приходило на ум считать за грех умеренное употребление легкий виноградных вин, не производящего никакого опьянения. Грех заключается именно в приведении себя в это состояние какими бы то ни было средствами: вином ли, водкою, опием или гашишом. Спаситель, принявший на себя естество человеческое, кроме греха, не мог пить вина иначе, как в мере абсолютно безгрешной.

Но как велика опасность для человека, причастного греху,– даже величайшего праведника, преступить эту меру, – мы видим из примера Иоанна Крестителя. Он, коего болий не воста в рожденных женами, счел же нужным оградить себя назорейским обетом и не пить ни вина, ни сикера… И заметьте, что опасности, нас окружающие, несравненно сильнее, чем те, коим подвергался Предтеча. В его времена не существовали те сильно и быстро опьяняющие напитки, которые ныне одни нам постоянно доступны.

Как же нам, грешным и слабым, считать себя в этом отношении более сильными и стойкими, чем тот, кто был больше Пророка? Не достойнее ли, не разумнее ли смиренно следовать его примеру?..»

Татевское общество трезвости послужило образцом для тысячи подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви. Широкий размах церковного трезвеннического движения позволил правительству в июле 1914 года (в связи с началом Первой Мировой войны) принять меры к прекращению продажи крепких спиртных напитков и ликвидации казённых питейных заведений. Эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в России на новую высшую ступень.

Оценивая значимость деятельности Сергея Александровича Рачинского в масштабах всей страны, император Николай II писал ему в Высочайшем рескрипте от 14 мая 1899 года: «Школы, вами открытые и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов, живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай».

Заключение

До последних минут своей жизни Сергей Александрович был энергичным и деятельным. По обыкновению к нему шли посетители из учебного сельского мира, по-прежнему вел он свою обширную переписку, и вдруг внезапная весть о кончине! 14 мая 1902 года в 9 часов утра, в день рождения, его не стало.

Едва огласилась печальная весть о смерти Сергея Александровича, как отовсюду двинулись в с. Татево многочисленные питомцы его и народные массы. Все желали еще раз видеть дорогие черты незабвенного учителя и поклониться его праху. Панихиды сменялись панихидами; ученики окрестных школ читали Псалтырь день и ночь. В Татевском храме ежедневно совершалась Литургия. Накануне отпевания при гробе в сослужении всего пребывшего духовенства из восьми священников, была совершена заупокойная всенощная.

На следующий день с раннего утра началось необычное движение. Массы народа подходили больше и больше, и все направлялись к знакомому дому. В половине девятого раздался благовест. Из храма проследовал крестный ход. Собравшееся духовенство во главе с ректором Смоленской духовной семинарии совершило в доме литию, останки почившего были переложены в гроб, и началось печальное шествие. Гроб подняли священники и несли большую часть пути. По прибытии шествия в церковь началась Божественная Литургия. Народная волна плотною массою наполняла храм и широким кольцом окружала его, расходясь по погосту. Пропели последние песнопения, прочитаны были прощальная и разрешительная молитвы, и вся процессия с гробом двинулась к выходу, к фамильному склепу близ церкви, где покоились его мать и старший брат. После краткой литии гроб был заделан и поставлен на приготовленное место. Еще при жизни Сергей Александрович назначил слова эпитафии на свою могильную плиту. Они гласили: «Не о хлебе едином жив будет человек» (Мф. 4,4).

Когда умом охватываешь всю величину, всю значимость личности Сергея Александровича Рачинского, его неизмеримых трудов и оставленного наследия, невольно вспоминаются слова Николая Алексеевича Некрасова из стихотворения «Памяти Добролюбова», будто для него посвященные. Вот эти щемящие сердце строки:

«Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…»

Список использованной литературы

  • Лихачев А. “Воспитание воли и благочестия” // Школа , 1999 год. – №5.
  • Некрасов Н. А. “Памяти Добролюбова”.
  • Нилова Г. “Педагогическое наследие С. А. Рачинского и современная сельская школа”. Тверь, 2003 год. С. 11-17.
  • Рачинский С. А. “Сельская школа”. М.: “Педагогика”, 1991 год.
  • Российское образование в лицах. С. А. Рачинский // Вестник образования России, 2002 год. – №17.
  • Свт. Григорий Богослов. “Избранные творения”. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008 год.
  • Соловьев И. “С. А. Рачинский. Татевская школа”. Тверь: Тверь. обл. кн.-журн. изд-во: Тверь. обл. тип, 2002 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *