Цитата

Доклад епископа Отрадненского Кирилла на монастырском этапе XXXIV Международных образовательных Рождественских чтений Отрадненской епархии.


«Значение игумена в формировании осмысления монашествующими послушания как свободного следования воле Божией»

 I О послушании
Размышляя о послушании, приходишь к очевидному пониманию, что оно не сводится только к дисциплине. Послушание имеет совершенно иной характер и другие цели. Если дисциплина только обеспечивает порядок в монастыре, то послушание вводит человека в живые отношения с Богом. Дисциплина в монастыре – это лишь внешнее подчинение игумену, которое способствует тому, чтобы в монастыре был прядок, что, конечно же, не маловажно для мирного пребывания подвизающихся в обители. Но на этом дисциплина себя исчерпывает. В то время как послушание, наполняя смыслом внешнее подчинение способствует единению со Христом.
Послушание понуждает монаха, отсекая свою волю, искать волю Божию. А через следование воли Божией в исполнении послушаний монах обретает благодать, которая помогает освободиться от всех страстей и немощей греховных и в духовной свободе устремиться к монашеским добродетелям. Но не каждое послушание угодно Богу.
Преподобный Ефрем, богослов IV века, говорит и о том, что «послушание может быть как «ради Бога», так и «ради греха», поэтому нужно узнавать, какое послушание благоугодно Богу, и его исполнять. Послушание, оказываемое ради Бога, приводит ко спасению. Послушание же ради греха, — т.е. то, которое совершается горделиво и без смирения, — приводит подвижника к погибели».

II Характер послушания
Свобода в послушании: 
В связи с этим рассмотрим признаки истинного послушания основанного на смирении. Первое что характерно для истинного послушания – это свобода. Далеко не безразлично, с каким настроем послушник, в особенности ново- начальный, исполняет свое послушание. От этого настроя зависит, примет ли Господь его послушание и принесёт ли оно добрый плод. Подобно тому, как в притче о сеятеле игумен сеет послушание в сердца послушников. И, к сожалению не всегда исполняя, повеленное игуменом, послушники получают достойные плоды своего послушания. У каждого свой настрой, свои помыслы.
Один негодует и вслух высказывает возмущение. Другой понуждает себя трудиться, он хотя и молчит, но нахмурен и внутренне огорчён. Третий, как и первые два, испытывает возмущение духа, но он сознаёт, что это состояние души – неправильное, греховное. И он внутренне укоряет себя, горячо молится и старается работать с ревностью. И наконец, четвертый послушник трудится с искренней радостью. Он внутренне свободен и в любой миг готов пойти туда, куда благословит ему игумен. Для него всякое дело в монастыре, как пишут святые отцы, велико и достойно небес; на любом месте он ревностно служит Богу и братии. И только такой добрый и радостный настрой при выполнении послушания указывает на истинность этой добродетели. Такой настрой в послушании достигается только через жертву.
  Жертвовать своей свободой, искаженной, помраченной, своевольной нелегко, но иначе, как через эту жертву,  свободе не научишься. И только если послушник со свободным  желанием исполняет послушание, чтобы послужить Богу, всецело отдать себя Ему, тогда такое послушание приносит спасительные и  благодатные плоды.
Внутреннее, сердечное послушание:
 Следующее важное условие истинного послушания– это отсечение своей воли. Ещё в древности преподобный Исихий Иерусалимский писал: «Подобает нам, пребывающим в общежитии, добровольно и с бодрым сердцем всю свою волю отсекать перед настоятелем». Отсечение своей воли, это не значит, что человек должен стать безвольным. Под отсечением своей воли имеется в виду отвержение воли греховной. Но воля, влекущая человека к Богу, должна быть очень сильной.
Однако возникает вопрос: что делать монаху, если он всё же чувствует внутреннее сопротивление, нежелание в чём-то послушаться? На этот вопрос отвечает преподобный Исихий.
Он пишет, что «Если со смиренным мудрованием, памятью о смерти, самоукорением, противоречием (помыслам) и призыванием Иисуса Христа всегда пребываешь ты в сердце своем, и с сими орудиями трезвенно проходишь каждый день путь послушания, – тесный, но радостотворный и сладостный» И чаще всего смущающие помыслы, а не какие-то внешние обстоятельства, делают жизнь монаха бесплодной.
Суть всех этих духовных проблем, как правило, коренится в том, что человек просто не решился предать себя в послушание, он держится за свою волю, свои желания, свой эгоизм. Собственная воля разделяет человека и с Богом, и с игуменом, и с братьями. Такой человек лишается главного достоинства монаха – сердечного послушания, а вместе с тем и радости монашеской жизни.
 Послушание как подчинение Творцу Богу:
Третие условие истинного послушания – «это покорность Богу» через подчинение себя воли Божией. Связи с этим послушание – это не просто преданность человеку, это не рабская зависимость подчиненных от своего господина и владыки, хотя внешне оно и таково. Это естественная зависимость от  игумена, в лице которого послушник видит Самого Христа.  
Если нет истинного послушания игумену, которого послушник видит,  то как тогда он может иметь послушание Богу, Которого не видит. Свт. Тихон Задонский призывая к покорности Богу, говорит: «Ему, яко Господу и Властелину и Царю нашему, я и ты должен дух свой покорять, повиноваться, послушание показывать и волю свою покорять». Поэтому святые подвижники, когда были послушниками, внимательно следили за тем, чтобы никак не огорчить своего духовного отца, так как понимали, что в этом случае они сами себе создают серьезное препятствие на пути духовного преуспеяния в единении со Христом.

III Признаки послушания
Доверие игумену:
Послушание игумену как самому Христу основывается, как свидетельствуют святые отцы, в первую очередь на доверии. Если у послушника нет доверия, то все усилия игумена привести его к Богу могут оказаться тщетными, потому что для него, всё, что благословляет игумен, будет тягостно и неприятно. В то время как для послушника, доверяющего своему игумену, любое послушание становится легким, приносящее радость и утешение. И чем больше послушник доверяет игумену, тем легче делается для него путь монашеской жизни, тем быстрее он преуспевает в молитве и всех добродетелях.
Для того чтобы иметь доверие братии, игумену не обязательно иметь великие дарования. Когда кто-то приходит для того, чтобы стать монахом, то совершенно очевидно, что делает это не ради игумена или монастыря. Понятно, что он приходит ради любви Христовой и спасения своей души. Но поскольку в обители он не увидит Христа, чтобы сотворить Ему послушание, то Христос оставляет Своего представителя – игумена в монастыре, чтобы послушание, которое человек желает показать Христу, он показал своему игумену.  
откровение помыслов:
Еще одно условие послушания игумену – это откровение помыслов. Преп. Макарий Оптинский, наставляя духовное чадо, писал ей: «Я потому тебе предлагал иметь откровение помыслов, чтобы, не доверяя своему разуму, дабы не принять того за истину, что есть ложь, и не прельститься». В мире который по слову Апостола лежит во тьме со всеми своими прелестями, страстями и навыками греховными, послушнику, особенно новоначальному невозможно устоять без духовного руководства.  
Обуреваемые приражением различных помыслов, тончайшей мысленной брани, послушники нуждаются в том, чтоб все свои смущения и сомнения, может быть и не один раз на дню, открывать игумену. Через исповедь, совершаемую не так часто, практически невозможно, во всяком случае, трудно навыкнуть искусству следить за помыслами и бороться с ними. Для этого необходимо постоянное руководство опытно прошедших эту науку, в чем может удовлетворить только игумен.
Следствием такого руководства бывает то, что ученик постоянно идет от силы в силу и незаметно для себя получает добрый навык, совершенствуясь в монашеской жизни. Что воплощается в доверии игумену и во всецелом ему послушании. 
 
IV Плоды послушания:
Исцеление от греха:
 Плодом и наградой за послушание является исцеление природы человека, извращенной после грехопадения. О чем и говорит, архимандрит  Софроний (Сахаров), в своих богословских размышлениях  посвященных понятию послушания: «В акте послушания, отвергая свою волю и рассудок, ради пребывания в путях воли Божией, превосходящей всякую человеческую премудрость, монах, в сущности, отрекается ни от чего другого, как только от страстного, самостного (эгоистического) своеволия, тем самым восстанавливая в первозданное состояние свой ум и волю». Таким образом, поскольку, согласно богословскому пониманию, человеческая воля в ее совершенном состоянии согласуется с волей Божией, послушание Богу означает не уничтожение человеческой воли и разума, а их исправление.
Послушание это инструмент, с помощью которого послушник, наставляемый игуменом, отражает все искушения этого мира, в котором преобладает грех. Если своя воля изгнала первозданных людей из рая и из совершенных сделала их не совершенными, то послушание возвращает послушника в потерянный рай, исцеляя его от смертоносного яда греха и даруя ему первозданное совершенство.
Основа добродетелей:
При освобождении от греховных немощей послушнику открываются двери к другим добродетелям. Вот как это описывает прп. Силуан Афонский «Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: «Тебе это дано за послушание»». Все так желанные добродетели, такие как: кротость, смирение, терпение, внутренняя молитва и т.д. послушник может обрести через послушание своему игумену.
Вместе с добродетелями послушнику даруется ощущение полноты благодатной жизни. Пример такого благодатного послушания описывается в житии прп. Кирилла Белоезерского. Преподобный отец, нес послушание на кухне, где и приобрел благодать. Когда же он умолил Божию Матерь о том, чтобы его перевели на другое послушание, то ему поручили переписывание книг, занимаясь которым, казалось бы, можно было насыщать свой ум душеполезными поучениями, тогда он благодать потерял и опять молился, чтобы вернуться на прежнее послушание. И вернулся: его опять чудесным образом перевели, без всякой с его стороны просьбы, после чего вновь вернулась к нему благодать. Многие святые отцы подвизались именно на кухне, где они приобрели столь великую благодать, что смогли уйти на безмолвие; именно там они стяжали умную молитву, им не помешала суета.  
Суета не может мешать, мешает непослушание. Мешают наши страсти, а послушание, смирение, отсечение воли — они только подготавливают человека к правильной, настоящей молитве.

V О послушании сегодня:
В реальности у нас, в монастырях, зачастую все происходит совершенно, до наоборот. Не так, как учат святые отцы. Сегодня игумену, приходится выслушивать оправдания от послушников, когда они получают благословение на послушания. То они не могут, то не умеют, то неожиданно появляются более важные дела и многое другое, только чтобы не выполнять послушание.
Послушникам приходится давать те послушания, которые им интересны или хотя бы не вызовут у них ропот. Более того во многих монастырях еженедельно или ежемесячно монашествующим выдают вознаграждения. Тут, наверное, можно говорить о трудовых отношениях    более, чем о послушании. Иногда некоторые послушники внешне соглашаются, а внутри у них — ропот, негодование и уныние.
Можно сказать, что настоящее послушание в наше время очень трудно найти в современных обителях. Что же тогда делать? Осмелюсь привести в пример опыт научения Иисусовой молитве. Первая ступень, Иисусовой молитвы по учению Оптинских старцев — это молитва устная, молитва трудовая, которая созидает внешнюю сторону молитвенного  делания. Эти первые шаги в Иисусовой молитвы можно применить и к послушанию. Понуждать себя старательно (пусть при этом, внутренне, борясь с ропотом и недовольством), выполнять послушание, данное игуменом.
И тогда внешнее поведение, так или иначе, отразится на нашем внутреннем состоянии, которое начнет потихоньку изменяться и приведет к истинному послушанию, приносящее послушнику плод сторицею.
И в заключение доклада мне хочется, чтобы послушники по чаще вспоминали, зачем они пришли в монастырь? Для того, чтобы достичь святости. И только тогда, когда в монастыре  святость является целью жизни, то в нём уже нет того, от чего страдают люди во всём мире: искания первенства, зависти, разделения. В таком монастыре не видно мрачных лиц, но всюду царит радость, там истинно пребывает и действует Бог. И именно такой монастырь способен рождать миру новых святых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *